Кайданы (старинные сказания о сверхъестественном) в японском кино 1950-60-х годов.

В конце прошлого века, после выхода на экраны фильма "Звонок", западный зритель узнал, что в Японии тоже есть призраки, и повсюду зазвучали слова "городской кайдан" и "неокайдан". Но, если есть "новые" кайданы,  очевидно, должны быть и "старые".

Кто-то, возможно, помнит фильм "Квайдан" (1964) Масаки Кобаяси - четыре истории о сверхъестественном из японского фольклора, объединенные в одном фильме. Да, это - классические кайданы (а название фильма, "квайдан" - архаичная транскрипция слова "кайдан", которое можно перевести с японского, как "рассказ о странном, сверхъестественном"). Но сам фильм, получивший специальный приз на фестивале в Каннах в 1965 г., нельзя назвать типичным представителем того жанра, который был очень популярен в японском кино в 1950-60-х годах, и который практически неизвестен за пределами Японии.

Кайданы являлись традиционным элементом японской культуры на протяжении многих веков, хотя само слово появилось только в эпоху Эдо (1603-1868). Изначально это были устные рассказы, сказки. В средневековой Японии существовала традиция "ста кайданов". Поздним вечером жители деревни собирались в каком-нибудь доме. Зажигалось сто свечей. Каждый из собравшихся рассказывал страшную историю - сказку, деревенское предание, или странный случай, который произошел с ним самим, и после этого задувал одну свечу. Ночь шла, в комнате становилось все темнее, людей клонило в сон, и было все труднее отделить реальное от воображаемого... Легенда гласит, что, когда задувалась последняя свеча, в комнате появлялся некто ужасный (или нечто ужасное). Естественно, по мере приближения к этому моменту, напряжение нарастало все больше.

В конце 17-го - начале 18-го веков Япония переживала культурный расцвет; стало печататься множество книг, и среди них были очень популярны сборники  кайданов, которые содержали истории, записанные в разных провинциях.  В 19-м веке кайданы заняли заметное место в репертуаре театра кабуки. Продолжалась и традиция устных рассказов - в конце 19-го века известный ракугока (профессиональный рассказчик историй) Санютэй Энтё пересказал на свой лад множество старинных историй о сверхъестественном. В начале 20-го века Лафкадио Хирн, американец, переехавший в Японию, записал и перевел некоторые кайданы на английский язык (четыре из которых и использовал Масаки Кобаяси в своем фильме). Как только японцы начали снимать кино, они сразу же экранизировали свои любимые таинственные истории. Но, к сожалению, сохранилась лишь ничтожная доля довоенных японских фильмов. Мы знаем, что все темы, популярные в кайданах 50-х годов, были и в кайданах 30-х, но самые ранние из доступных на настоящий момент фильмов относятся к 1949 г. Поэтому в своем обзоре я остановлюсь на фильмах-кайданах послевоенного периода, расцвет которых пришелся на 50-е годы прошлого века.

О чем же рассказывается в этих "странных историях"? Сверхъестественный мир в средневековой Японии был чрезвычайно разнообразен. Буквально повсюду водилось множество чудищ - ёкаев. Кроме привычных нам водяных (капп) и всякой лесной нечисти, среди них можно было встретить, например, каракаса-обакэ - монстра, похожего на старый зонтик, впрочем, вполне безобидного. Множество ёкаев можно увидеть в знаменитой трилогии 1968-1969 гг - "Сказание о 100 ёкаях", "Большая война ёкаев"  и "Путешествие с призраками по дороге Токайдо". Едва ли вас напугают эти костюмированные монстры, но в них есть своя прелесть.

Были и особые места, знаменитые происходившими там странными вещами. Некоторые из них перечисляются в фильме "Семь чудес Хонсё" (1957). Так, говорят, что в Хонсё (сейчас это пригород Токио) можно было услышать "барабаны тануки" (тануки-баяси). Когда вы оказываетесь один ночью  в лесу, то можете услышать барабаны, хотя источник звука и не ясен. Вы двигаетесь на звук, а он  при этомудаляется, и вы никогда не сможете его догнать. А потом вдруг неожиданно восходит солнце, и вы оказываетесь в месте, где никогда раньше не бывали. Произошло это потому, что на барабанах играли озорные загадочные тануки (разновидность больших енотов). Тануки любят проказничать и даже вредить людям, к тому же они обладают даром превращения - могут прикинуться человеком или другим существом. Оборотнями являются и лисы - кицунэ. Как правило, они превращаются в девушек, и могут влюбиться в людей. Об одной такой трагической любви повествует фильм "Любовь принцессы кицунэ" (1956), в котором играет знаменитая японская актриса и певица Хибари Мисора; это не только редкий для Японии фильм-кайдан о кицунэ, но и редкий случай кайдана-мюзикла. И, наконец, в людей способны превращаться змеи. Легенда о Белой змее, превратившейся в женщину и приворожившей молодого человека, пришла в Японию из Китая; это очень древняя легенда. Она вошла в один из самых известных сборников кайданов "Угэцу моногатари" ("Сказки туманной луны после дождя"), который составил Уэда Акинари в 1776 г. По двум историям из этой книги (одна из которых, как раз, "Распутство белой змеи") Кэндзи Мидзогути снял в 1953 г. одноименный фильм, который неизменно входит в списки лучших фильмов всех времен и народов. Но, собственно, змей в фильме Мидзогути и не осталось, по сюжету принцесса Вакуса больше похожа на призрака. Зато они есть у Сиры Тойоды в "Мадам Белой змее" (1956) - другой киноверсии этой легенды.

Но все же, эти истории про ёкаев и оборотней не были очень популярными в кино; по сути своей - это сказки, способные напугать разве что детей. Нишу хоррора должно было занять что-то другое. В послевоенном кино современных японцев успешно терроризировал Годзилла и его родичи. А в дзидайгэки (очень обширном разделе японского кино, действие которого происходит в исторических декорациях; с некоторой долей условности его можно назвать  "кино про самураев") главным источником страха с самого начала киноэпохи были призраки (юрэй) и, особенно, призраки мстительные (онрё).

Самым знаменитым онрё является, безусловно, призрак Оивы из "Кайдана Ёцуя", пьесы кабуки, написанной Цуруя Нанбоку IV в начале 19-го века. Пьеса была основана на реальных событиях.  Рассказывали, что Оива, дочь Самона Ёцуя, вышла замуж за ронина по имени Иэмон Тамия. Однако из-за козней Кихэя Ито, она была несправедливо разлучена со своим мужем. Оива очень страдала, бегала по улицам Эдо и кричала, словно сумасшедшая, а затем исчезла без следа. Вскоре восемнадцать членов домов Тамия и Ито умерли. Некоторые считали, что из-за проклятия Оивы. Такова легенда, но сюжет пьесы заметно от нее отличается. Это история любви и предательства. Иэмон был страстно влюблен в Оиву, и, чтобы жениться на ней, тайно убил  ее отца (который противится их браку). У молодых родился ребенок, но они живут очень бедно, и Оива постоянно болеет. А на Иэмона положила глаз племянница богатого соседа Кихэя Ито, молодая Оюми, и Иэмон не прочь ответить ей взаимностью. Семья Оюми решает отравить Оиву, прислав ей яд под видом лекарства. Оива пьет яд и вскоре в ужасе видит, что ее прекрасные волосы выпадают, а половина лица обезображена страшной опухолью. Она понимает, что предана. Иэмон убивает слугу, которого хочет обвинить в прелюбодеянии с Оивой, а отравленная Оива сама случайно падает на меч и умирает (согласно пьесе, но в подавляющем большинстве фильмов злодей-Иэмон убивает не только слугу, но и Оиву). Он прибивает тела с двух сторон к двери и сбрасывает дверь в реку. Но и слуга, и Оива возвращаются в виде призраков, чтобы отомстить. Оива наводит морок на Иэмона, и в первую брачную ночь с новой женой перепуганный и мучимый угрызениями совести Иэмон повсюду видит обезображенную Оиву. Иэмон бросается на нее с мечом - но убивает при этом Оюми и всех ее родственников. После этого Иэмон ищет защиты от мстительного призрака в буддистском храме, но и там нет ему спасения - от Оивы и своей нечистой совести. Свершиться возмездию помогают сестра Оивы и ее жених.

"Кайдан Ёцуя" - самый экранизируемый кайдан в истории японского кино. Он снимался десятки раз, и многие фильмы сейчас доступны. Пожалуй, самой известной на Западе экранизацией является версия Нобуа Накагавы (1959) - признанного мастера жанра, снявшего множество классических кайданов. Сюжет варьируется от фильма к фильму, но в них неизменно присутствуют две сцены, оставшиеся еще от спектакля кабуки - "камисуки" (расчесывание волос), в которой обезображенная Оива расчесывает свои волосы, а они выпадают; и "тойтагаэси" (вращение двери), в которой трупы, прибитые с двух сторон к двери, всплывают со дна реки, оживают и упрекают Иэмона. Технически это была очень сложная сцена; для двери в театре использовался специальный реквизит, а обоих призраков играл один и тот же актер, который поочередно высовывал голову то с одной, то с другой стороны. Вероятно, из-за технической сложности спектакля, во время представления случалось много несчастных случаев, и это послужило основой легенды, что дух Оивы все еще не успокоился и продолжает чинить всякие пакости. Говорят, что любая театральная труппа или съемочная группа, задумавшая постановку "Кайдана Ёцуя", обязательно отправляется на могилу Оивы и просит ее благословения.

Как видно из вышесказанного, классический кайдан является жанром, в котором традиции очень сильны. Зрители не стремятся к неожиданности сюжета, они готовы много раз слушать одну и ту же сказку, которую им каждый раз рассказывают по-новому, неизменно сохраняя при этом обязательные стилистические элементы. Многие кайданы напоминают по сюжету "Кайдан Ёцуя" и призраки в них тоже похожи на Оиву. Как правило, это женщина со спутанными черными волосами, в длинном белом погребальном одеянии и без ног; лицо у нее иногда обезображено, как и у Оивы, в результате насильственной смерти. Призраком она стала потому, что была несправедливо обижена при жизни. Мужчину обидеть сложнее, он должен уметь за себя постоять. Но, если мужчина, например, слепой массажист,  это меняет дело. Призраки любят появляться рядом с каким-нибудь водоемом - рекой, болотом, прудом или хотя бы колодцем (многие фильмы так и называются - "Кайдан болота Касанэ" (1957), "Кайдан пруда Кагами"(1959)), поскольку японцы считают воду стихией, связанной с потусторонним миром. Появлению призрака часто сопутствуют летающие огоньки (учитывая технические возможности кино 50-х, летят они, как правило, на вполне различимых ниточках), символизирующих ту энергию, которая осталась в этом мире после неотомщенной смерти человека. Призрак воздействует на злодея, главным образом, психически, а не физически; он наводит на людей морок и заставляет их видеть призрак на месте близких. В результате этого человек, преследуемый призраком, убивает свое окружение, а иногда, окончательно впав в безумие, и себя. Таким образом, призрак олицетворяет нечистую совесть злодея; классический кайдан - это не только фильм ужасов, но и социальная драма, в которой зло должно быть непременно наказано. Существуют, кстати, кайданы и вообще без мистической составляющей - так, например, в "Кайдане нетопырей" (1961) роль призрака играет нанятый актер, но результат тот же - герои, которых мучает нечистая совесть, погибают; имеются и другие характерные стилистические черты кайдана - колодец и слепой массажист.

Из всех кайданов о призраках сюжетно и стилистически выделяется один характерный подвид - кайданы о призрачных кошках или кайбё. Кошка для буддистов - животное крайне подозрительное. Ведь только кошка и змея не оплакивали смерть Будды. Самый обычный мурзик может вдруг стать чудовищем-ёкаем, особенно если у него раздвоился хвост - такая кошка называется нэкомата и является существом злобным и агрессивным, достигающим огромных размеров и обладающим сверхъестественной силой. Но призрачная кошка из кайданов 50-х - особенный вид; это некий симбиоз кошки-оборотня и мстительного призрака. Обычно кайбё получается, когда кошка лакает кровь убитого хозяина или хозяйки. Кайбе очень сильна. Кроме способности наводить на людей морок, присущей и обычным призракам, кайбё может подчинять людей своей воле, принимать облик разных людей, прыгать на невероятную высоту и, наконец, просто перегрызть горло. Лучший фильм-кайбё для первого знакомства - это "Черные кошки в бамбуковых зарослях" (1968) Канэто Синдо. Действие его происходит в эпоху хэйян (начало 11-го века), и один из главных героев - исторический персонаж Минамото-но Райко. Он был профессиональным военным, и в его обязанности входило бороться с разбойниками, которых было немало  в те беспокойные времена. Но много ли чести победить разбойника? Другое дело - демона или оборотня, и с именем Райко связано много таких легенд.

Наиболее часто используемым сюжетом в фильмах о кайбё является история о призрачной кошке Набэсимы. Она также связана с реальными событиями. В конце 16-го века Наосигэ Набэсима захватил власть в замке Сага, которым до этого правил клан Рюдзодзи. Как это часто бывает при дворцовых переворотах, последовала серия загадочных смертей, да и сам Набэсима вскоре умер от какой-то странной болезни. Люди заговорили о призраках и проклятии, появилось множество сказок и легенд.  В 1853 году Ёко Сэгава III написал пьесу кабуки "История чудовищной кошки из прекрасного города Сага". В этой пьесе господин Набэсима приглашает Матахитиро Рюдзодзи на партию в го, во время которой выходит из себя и убивает последнего. Услышав об этом, мать Матахитиро совершает самоубийство, ее любимая кошка лакает ее кровь, и превращается в мстительного монстра. Она убивает ни в чем неповинных придворных дам, и, наконец, добирается до жены Набэсимы - Тоё. Самого Набэсиму спасает верный вассал Комори, которому удается победить чудовище при помощи буддистского амулета. Один из самых впечатляющих фильмов на эту тему - "Призрачный замок" (1968) Токудзо Танаки. Но расцвет жанра кайбё тоже пришелся на 50-е годы и связан с именем знаменитой актрисы-кайбё Такако Ириэ. Практически во всех фильмах с ее участием есть акробатические номера, которые исполняют придворные девушки, абсолютно беспомощные и полностью подчинившиеся воле управляющей ими кайбё. При этом они часто показывали свои голые ножки, что определенно привносило в пуританское японское кино 50-х элемент эротики.

Впрочем, призракам необязательно быть мстительными, чтобы довести до беды. Один из классических сюжетов, Кайдан о пионовом фонаре, как и многие другие кайданы, пришел в Японию из Китая, и посвящен влюбленному призраку. В центре этой истории - любовь Оцую и Синдзабуро. В дни праздника Обон (который отмечается в Японии в середине лета и посвящен душам умерших предков) к Синдзабуро ночью приходит Оцую со своей служанкой Оёнэ,  несущей пионовый фонарь. По некоторым версиям, Синдзабуро и Оцую были знакомы и раньше, по другим - это их первая встреча, но так или иначе, они становятся близки, и вроде бы все замечательно, но Синдзабуро почему-то слабеет день ото дня. Соседи начинают подозревать неладное и обращаются к буддистскому монаху, который и выясняет страшную правду - Оцую и Оёнэ давно мертвы, а Синдзабуро занимается любовью с призраком! Монах пытается защитить Синдзабуро амулетами с заклинаниями, но они не помогают, вероломный сосед, польстившийся на золото, помогает призракам проникнуть в дом, и утром соседи находят мертвого Синдзабуро в объятиях скелета. Кайдан о пионовом фонаре является вторым по частоте экранизаций после Кайдана Ёцуя, наиболее известна эротическая версия 1972 г Тюсэя Сонэ. Сюжет заметно меняется от версии к версии, но, как и в случае с Кайданом Ёцуя, есть неизменно присутствующие элементы: вы обязательно увидите праздник Обон, во время которого принято пускать фонарики по воде (очень красочное зрелище), а также Оцую и Оёнэ, которые идут ночью к дому Синдзабуро, неся пионовый фонарь.

Как мы видим из этого краткого обзора, классические фильмы-кайданы 50-х -60х годов прошлого века  представляли собой довольно строго определенную сюжетно и стилистически область кинематографа. Большинство из них сохраняло тесную связь с литературными кайданами, расцвет которых пришелся на эпоху Эдо. Действие всегда происходит в далеком прошлом. Количество сюжетов ограничено, кайданы на одни и те же сюжеты многократно переснимались разными (а иногда даже одним и тем же) режиссерами. Были выработаны стандартные визуальные решения. Благодаря этому человек, посмотревший пару десятков кайданов, может смотреть оставшиеся на японском без перевода - происходящее на экране будет ему в общих чертах понятно и без слов.

К 70-м годам призраки начали потихоньку выползать за пределы японского киносредневековья. Появились такие фильмы, как "Проклятие слепой" (1970) Тэруо Исии, где призраки действуют среди современных якудза. Их было не очень много, и отдельный жанр не сформировался, поэтому по традиции их тоже, благодаря наличию призрака, продолжали называть кайданами - хотя с классическими кайданами у них было мало общего. Но в  90-х годах, после выхода на экраны фильма Хидэо Накаты "Звонок", призраки уверенно захватили современную кинореальность, и начался настоящий бум новых кайданов. Стилистически они заметно отличаются от своих предшественников: действие происходит в современных городах, а не в старинных замках, хотя призраки все равно предпочитают колодцы и "темные воды"; женщины и слепые массажисты в наш век уже не так беззащитны, поэтому они уступили место маленьким девочкам;  у призраков теперь есть обе ноги, и по-прежнему спутанные черные волосы; они пользуются для своей деятельности всеми достижениями научно-технического прогресса, хотя нет-нет, да и заморочат по старинке людям голову; они, как правило, нападают на ни в чем неповинных людей, а не мстят за конкретные обиды; в сюжете часто существенную роль играет детективная интрига - зритель не может сначала понять, что происходит, в отличие от зрителей очередной киноверсии "Кайдана Ёцуя"; современный японец понятия не имеет, как бороться с этой напастью, и действует на свой страх и риск, тогда как японец средневековый сразу же обращался к буддистскому священнику (правда, помогало это не часто). Любитель современного J-хоррора часто бывает разочарован, случайно увидев кайдан 50-х, впрочем, верно и обратное утверждение. Для того, чтобы разделить эти по сути различные жанры, для современных японских фильмов про призраков и был придуман термин "неокайдан".

Продолжают ли снимать классические кайданы в нашу эпоху неокайданов? Как ни странно, да. Сам Хидэо Наката, судя по всему, большой знаток и поклонник жанра, снял в 2007 году фильм, который так и назвал - "Кайдан". Он основан на известном рассказе Санютэя Энтё "Кайдан болота Касанэ", по которому было снято несколько фильмов, в том числе и классиком жанра Нобуа Накагавой. Другой классик японского кино Киндзи Фукасаку снял в 1994 г. свою версию Кайдана Ёцуя (в русском переводе фильм называется "Верх предательства"). В последние два десятилетия вышло несколько "Пионовых фонарей" - эта тема особенно популярна в современном кино из-за эротического подтекста. А в 2002 г. телевидение Фудзи выпустило минисериал "100 страшных сказок", состоящий, правда, всего из одиннадцати (а не из ста) серий,  зато охватывающий почти все классические сюжеты - хорошая возможность для новичка начать знакомство с жанром.


                                                                                                                                               (С) Ylla
На главную * Кайдан Ёцуя * Пионовый фонарь * Призрачные кошки * Другие кайданы о призраках * Змеи * Кайданы не о призраках и близкие по жанру фильмы * ТВ-сериалы